Авиашоу «Батайница 2012» под Белградом

Батайница – это авиабаза, расположенная между магистралями Батайница-Нова Пазова и Белград-Нови Сад, примерно в 22 км от Белграда на северо-запад, общей площадью 770 гектаров. По состоянию на 2012 года это единственный  аэродром с двумя взлетно-посадочными полосами с асфальтно-бетонным покрытием.

Строительство аэродрома было начато в 1947 году и спустя четыре года, в 1951 году, состоялось его официальное открытие. На аэродроме было 2 ВПП с асфальтовым покрытием и одна грунтовая ВПП. В задачи аэродрома входило обеспечение защиты с воздуха Югославской столицы, Белграда. Долгое время этот аэродром был известен как 177-я военная авиабаза. Лишь в 2006 году после реорганизации аэродром получил нынешнее наименование: Авиабаза Батайница.

В празднике  по случаю 100-летия сербской военной авиации  в сентябре 2012 году участвовало 16 стран,  представивших 27 самолетов и более 200 членов экипажа.  Авиашоу посетило около 150 тысяч зрителей, присутствовал Президент Сербии Томислав  Николич, премьер министр Ивица Дачич,  министры правительства Сербии, Президент Республике Сербской Милорад Додик, Патриарх Сербский Ириней, многие военные начальники, военные атташе, аккредитованные в Белграде, видные общественные и культурные деятели.

Открыл авиашоу Президент Николич, приветствуя гостей и поблагодарил военнослужащих  авиации, которая имеет жизненно-важное значение для национальной обороны Сербии:

«Я хотел бы поблагодарить страны, которые приняли наше приглашение принять участие в авиашоу. Мы приветствуем участников и делегации из 16 стран мира, которые  представят 27 самолетов и вертолетов. Это событие укрепляет и обогащает наше международное сотрудничество в области обороны.»

Президент напомнил, что первое авиашоу прошло во Франции в 1909 году и буквально на следующий год несколько тысяч жителей Белграда смогли посетить полеты в Банице, увидев, летчиков: чеха Рудольфа Саймона ( сентябрь 1910 года)  и русского авиатора Бориса Масленникова ( в декабре 1910г и январе 1911 года).

Борис Масленников — один из первых российских авиаторов, получивший диплом летчика в 1910 году.  Впервые показал возможность полетов на Балканах. Обучал болгарских офицеров летному делу, несколько раз с ним летал болгарский царь Болгарии Фердинанд, цесаревичи Борис и Кирилл. Затем Борис отбыл в Белград и обучал летному делу сербских офицеров, совершая полеты в Банице, неподалеку от Белграда. Именно Масленников организовал первую летную школу  «Орел» в Москве на Ходынке.

Первые соревнования среди  кадетов в Сербии были организованы в мае 1911 года. В следующем году несколько сербских военных успешно закончили обучение в школе пилотов в небольшом французском городке Этапме, в 48 км к югу от Парижа( 21 мая – 8 сентября 1912 года), получив звания пилотов. Осенью 1912 года в Сербии появился самолет для вооруженных сил.

Командование военно-воздушными силами Сербии было назначено 24 декабря 1912 года. Возглавил командование Коста Милетик. Под его командование находилось 12 самолетов, 3 воздушных шара, устройство для производства водорода и служащий голубиной почты. Военные силы базировались около города Ниш, на аэродроме Трупальского поля. Сербия была в числе первых 15 стран в мире, которые обладали авиацией, и среди пяти стран, применявших авиацию в сражениях (Балканские войны).

25 марта 1927 года состоялась церемония открытия военно-гражданского аэропорта, который был построен рядом с Бежанийской косой  (теперь это район Нового Белграда, можно добраться общественным транспортом через Бежанийскую косу линия 74 ( Молодежный стадион — Бежанийская коса),  75 (Зеленый Венац — Бежанийская коса), микроавтобус линии E4 (Устаничка – Бежанийская коса) и сезонная линия Ада 5 ( Бежанийская коса – Ада), ночная линия 75 (Площадь Республики – Зеленый Венац – Бежанийская коса).

Тогда состоялись полеты самых современных истребителей того времени. Самолеты пролетали, над городом и рекой Сава, выделывая всевозможные трюки. Первое же международное авиашоу состоялось в Белграде 5 июня 1938 года

Авиационная промышленность находились на подъеме своего развития. В авиашоу приняло большое количество местных компаний, а также представители из Германии, Франции, Англии, США, Италии, Чехословакии.

После Второй Мировой Войны и до наших дней  было несколько показательных выступлений и авиашоу, очень нравившихся зрителям. И сегодня сербские и иностранные пилоты демонстрируют навыки управления современными военными, транспортными и спортивными самолетами. Этот праздник открыт для наших друзей.

Президент Сербии также отметил важность развития авиационной промышленности, которая развивается, учитывая планы по модернизации ВВС и ПВО Сербии.  В первую очередь это развитие многоцелевых боевых самолетов, и другие средства для повышения уровня боеспособности армии. «Наше видение заключается в эффективной, современной и оперативных ВВС, которые оснащены современной и непреодолимой ПВО»,— сказал  Президент Николич.

Интересен отзыв подполковника Предрага Киколича, командира семьсот четырнадцатой противотанковой эскадрильи  «Shadows» («Сенке», серб.):

«Члены нашего отряда показали высокую маневренность вертолетов общего назначения «Газела» и «Гамма». Несмотря на высокую температуру, мы смогли показать зрителям знания и навыки в управлении этой техникой в сложных условиях.  Если я скажу вам, что температура в кабине вертолета составляла 63 градуса Цельсия, то вы поймете, насколько это непростая работа.»

Участие  в «авиаралли», так звучит авиашоу на сербском, приняла также российская пилотажная группа «Стрижи».

Ссылки:

http://www.aeromiting.vs.rs/en/index-engl.html

http://www.mod.gov.rs/novi.php?action=full_izdvajamo&id=4079

Полет «Стрижей» в Батайнице — http://www.youtube.com/watch?v=H59SBWDznOI

Как проехать на авиабазу — http://aeromiting.vs.rs/images/KartaPrevozaVelika.jpg

Сводная таблица стран участников шоу 2012

Страна Эскпозиция Полеты Летательных Аппаратов Примечание
Австрия 1)S-70 Black Hawk2) SAAB 105 3) SAAB 105

3

Болгария 1) C-27J

1

Дания 1) F-16 2) F-16 2
Италия 1) Eurofighter Typhoon2) C-27J

2

Румыния 1) IAR-330 M 2) IAR-99 Soim

2

Россия 1) IL-76———————-2) AN-12 3) Mig-29(4)———————4) MiG-29M2

5

————-

2

—————-MiG Corporation
США 1) F-16(2)2) KC-135 R

3

Словения 1) AS-532 Cougar2) Pilatus PC-9 SWIFT 3) Pilatus PC-9M SWIFT

3

Турция Transall C-160

1

Франция 1) Alpha Jet

1

Венгрия 1) Gripen

1

Черногория Делегация
Украина Делегация
Великобритания Делегация
Босния и Герцеговина Делегация
Швеция Делегация
Запись опубликована в рубрике Публикации с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий