Реальный опыт пользования белградской подземкой

О том, что в Белграде на сегодняшний момент нет метро, известно. Но подземное сообщение есть. Подробнее об этом факте читайте в посте «Правда и мифы о белградском метро». Этот же пост содержит отрывок из книги «Белградский дневник», где автор рассказывает о реальном опыте пользования подземкой. Примечание: на момент входа в подземку о том, что это не метро, автор еще не знал.

Как-то я уже упоминал, что мне нравится познавать город без четкого плана, спонтанно, т.е., имея приблизительный список интересных мест, передвигаться от одного места к другому без суеты, по обстоятельствам. Сейчас мне в очередной раз предстояло определиться, куда направить свои стопы. Открыв первый путеводитель, который зацепила моя рука в рюкзаке, я обнаружил знакомый маркер с буквой «М» и подписью «Вуков споменик» как раз в том месте, где я находился. Никаких сомнений в том, что подо мной станция метро, у меня не возникло. Такой же маркер с подписью «Карађорђев парк» был на схеме недалеко от стадионов «Црвена звезда» и «Партизан» (они находятся относительно недалеко друг от друга). По моим сведениям, рядом с каждым из стадионов были фирменные магазины соответствующих команд, где можно купить сувениры для моего московского друга. Расстояние по карте между двумя станциями было сравнимо с расстоянием между станциями «Чистые пруды» и «Лубянка» в Москве. Я прикинул, что на поездку уйдет не более 10 минут со входами и выходами, и спустился в подземный переход.

Искушения начались сразу. Разыскав кассу, я начал искать упоминания о том, сколько нужно заплатить и что делать далее. На меня смотрели объявления, какая-то ультранепонятная схема, описания каких-то зон. Решив не мучаться, я просто подошел к кассе, попросил билет до станции «Карађорђев парк». Кассирша сообщила, что с меня 60 динаров, и выдала карточку. Первый уровень «бродилки» пройден успешно.

Спустившись по эскалатору на платформу, я увидел турникеты и вставил карту. Станцию, которая пребывала в гробовой тиши, огласил вой сирены. Ко мне подбежала заботливая «мамаша», следившая за эскалатором, и, доброжелательно улыбаясь, вставила карту правильно. Вуаля! Двери турникета послушно распахнулись, и я на перроне. Браво! Второй уровень тоже пройден.

Дальше было интереснее. Передо мной висело табло, где были показаны поезда и время их прибытия. Причем самый забавный момент состоял в том, что показаны были конечные станции маршрутов поездов, точно так же, как в расписаниях наших электричек. Все бы ничего, но я понятия не имел, какая конечная станция у поезда, который идет в сторону «Карађорђева парка». В соответствии с волшебным табло все поезда прибывали на 2-й путь. Упс! Т.е. это надо следить за временем и направлением, но самое главное — надо знать конечную станцию маршрута того поезда, который должен меня телепортировать в нужную сторону. Ничего не оставалось делать, как попросить помощи у «заботливой мамаши». Но как? Вопрос-то на сербском я как-то задать смогу, а понять ответ… Мамаша к моему вопросу отнеслась с пониманием и начала монолог. Суть его была примерно такой: «Смотри. Сейчас подойдут 2 поезда. Один в эту сторону, а другой в ту. Но ты на них не садись. Тебе надо ждать третьего поезда. На него и садись. На время не смотри. Они всегда опаздывают. Просто посчитай. Тебе надо ехать на 3-м. Он идет до <конечная-станция-такая-то>». Как-то так.

Немного запутанный инструкцией, но все-таки довольный, что удалось получить хоть какую-то информацию, а самым ценным было название конечной станции нужной мне ветки, я начал ждать. Платформа была полупустой, свет почти интимный. Меня удивило то, что в подземке не было контактного рельса, как в нашем метро, а питание к составу подводилось сверху по проводам. За счет этого тоннели имеют больший диаметр. В 15 метрах от меня стоял парень и курил! Через какое-то время к нему подошел смотритель и вежливо попросил затушить сигарету. Он не торопясь докурил и бросил окурок на рельсы. Это единичный эпизод или народ здесь все же покуривает? Оказалось, что покуривает. Бычков на рельсах было предостаточно. Тем временем первый поезд из вышеупомянутых опаздывал уже на 7 минут.

Пока я изучал интерьер платформы, послышался какой-то шум, и народ ломанул на другой путь. Подойдя к табло с расписанием, я понял, что один из 3-х поездов перенесли со второго пути на первый. Послышался гул, показался свет в тоннеле, и на платформу выплыло нечто, разрисованное граффити почти до крыши. На лбу локомотива стоял логотип рижского вагоностроительного завода RVR. Выплывало нечто на станцию по московским меркам крайне неторопливо и достаточно долго стояло. Сразу следует отметить, что платформы в подземке низкие, т.е. людям надо карабкаться вверх по лестнице вагона, так же собственно и спускаться. Еще одна особенность: в одну дверь вагона люди входят, а в другую выходят. Момент положительный, но возможен только в случае, если пассажиров в вагоне не очень много.

Так прошел еще один поезд, и, наконец, прибыл мой. Все еще не до конца уверенный в том, что все делаю правильно, я вошел внутрь. В вагоне народу практически не было. Полно свободных мест. Сидячие места расположены, как в автобусах (каждый ряд по 2 пары сидений). За счет этого пространства для стоячих пассажиров меньше, но, похоже, на стоячих пассажиров подземка и не рассчитывалась. Из-за абсолютно статической картинки обратной стороны граффити на окнах и редких всполохов пробегающих за стеклом огоньков внутри ощущаешь себя, как в каком-то эвакуационном контейнере из романов Брэдбери. Перегон был пройден за несколько минут, и поезд остановился. Я вышел на платформу. Это действительно была станция «Карађорђев парк». Game over! You win!

Вся поездка длиной в одну станцию заняла 35 минут и стоила примерно 60 евроцентов, или 25 рублей. За 35 минут это расстояние можно было бы вполне пройти пешком. И… как резюме… В Белграде лучше использовать наземный транспорт. Но, определенно могу сказать, вышеупомянутая подземная поездка была одним из самых ярких впечатлений за все время моего пребывания в городе. Ну а теперь раскрываю главный секрет: в Белграде метро нет! То, на чем я ехал, — это простая электричка «Беовоз». Так сложилось, что несколько станций в исторической части города расположены под землей. Во всем виноват путеводитель, где подземные станции «Беовоза» маркировались буквами «М». Белградцы уже около 40 лет вынашивают идею строительства полноценной подземки, но до сегодняшнего дня проект так и остается нереализованным. Наземный транспорт в настоящее время вполне справляется с пассажиропотоком, а создание сети подземных магистралей, как известно, проект не из дешевых.

Запись опубликована в рубрике Публикации с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий